12.02.2014

Школьная информационная система


В этой статье не будет описания самых передовых технологий. Здесь все намного скромнее. Я просто хочу поделиться опытом по организации бюджетной школьной информационной системы. https://geektimes.ru/post/212591/

Школа у нас обычная, на 1300 школьников + примерно 100 сотрудников (педагогический коллектив и технический персонал). Из компьютерного оборудования в школе 118 компьютеров, пару серверов, 18 интерактивных досок и куча другой компьютерной периферии (и все это железо далеко не новое). В общем, финансированием на ИКТ школа не избалована (в отличии от столичных).

И вот в 2011 году школа получает грант на развитие - целых 400 тысяч рублей. Руководство решило рискнуть - и на часть этих денег решили создать школьную информационную систему. Общий бюджет системы составил 140 тысяч рублей, совсем не густо, но что поделать. Зато название системе дали гордое - Интерактивная Информационная Система (ИИС).

Целью новой системе определили:
  • заменить традиционные стенды со школьными объявлениями, создать возможность оперативного размещения информации на телевизионных панелях с любого компьютера от пользователей, обладающего соответствующими правами (это завучи, секретарь, директор);
  • дать ученикам доступ в холле школы к расписанию уроков, звонков, графику питания в столовой и другой информации;
  • организовать в холле открытую зону WiFi для подключения через мобильные устройства (без авторизации, но с правами доступа "Ученик" к Интернет-контенту) 

Итак, вот что у нас получилось. В состав системы вошли:
  • два ЖК-телевизора (диагональ 55");
  • один информационный терминал с сенсорным экраном 19" и со странным названием "Фуга" (производства "Союзполитех" из Ростова-на Дону);
  • один неттоп iRU (один из немногих в то время с SVGA и HDMI выходами);
  • одна точка доступа LinkSys WRT54GL (легендарная железка!!!);
  • ну и из дорогих комплектующих - два HDMI кабеля  длиной по 20 метров (напоминаю, что это был 2011 год и "свистков" типа Chromecast в природе еще не было). 
Функциональная схема системы показана на рисунке:


Все это железо смонтировали в холле школы: телевизоры вывешены на кронштейнах на стене:


    Информационный терминал установили около стола охранника (анкерные болты в в бетонный пол, кабели питания и HDMI подведены в напольном электромонтажном коробе):

    Неттоп и точку доступа установили в ящике стола охранника (извините за бардак в соединительных кабелях)



    Неттоп через HDMI подключен к правой телевизионной панели, работает под Ubuntu.

    На панель через Google Chrome (в полноэкранном режиме по F11) выводится лента официального аккаунта школы в Twitter. Показ ответов в ленте отключен, таким образом в ленту выводятся твиты (либо ретвиты), которые размещены только администрацией школы.
    Кстати, точно такая же лента есть и на школьном сайте (можно посмотреть на school21.edukovrov.ru). Твит появляется и на телевизионной панели, и на сайте одновременно максимум в течении 3 минут без перезагрузки страницы. Очень удобно. 
    Еще на правой телевизионной панели размещаются школьные часы (с привязкой к расписанию). На панель выводится информация о том, какой урок или перемена сейчас идет, сколько времени прошло с начала перемены и сколько времени еще осталось. 
    В дни проведения общешкольных мероприятий на панель в полноэкранном режиме выводится постер (ну вот вроде такого). В случае необходимости управляется неттоп по сети с использованием UltraVNC, но такое случается редко.

    Левая телевизионная панель подключена втором монитором к компьютеру информационного терминала. Изначально он работал тоже по Ubuntu, но из-за проблем с драйверами сенсорной панели пришлось перейти по Windows 7 (это совпало с вхождением школы в программу Microsoft K-12, и дополнительных расходов на софт не потребовалось).
    Ну и для удобства управления контентом информационного терминала в 2013 году школа приобрела лицензию SteKiosk (около 7 тысяч рублей).


    SiteKiosk повысил безопасность интернет серфинга на терминале (сейчас открыт доступ не только к школьному сайту, но и к другим ресурсам). 

    На левую панель в режиме слайд-шоу средствами SiteKiosk выводятся постеры (как правило, это инфографика от Минобрнауки по ЕГЭ, советы по безопасному использованию Интернета от Google, постеры от МЧС по пожарной безопасности, просто статичные постеры,  и прочее). 


    Вообще, я постарался построить систему таким образом, чтобы поддержание информации в актуальном состоянии не отнимало много времени. 

    Организовано это следующим образом: возьмем к примеру расписание. 

    В школе есть завуч, ответственный за расписание.  Обучить и заставить её регулярно обновлять информацию об изменениях в расписании через админку Drupal  невозможно затруднительно. 

    Чтобы упростить эту задачу,  в Google Диске заведены документы (презентации), в которые завуч и вносит корректировки. Данные документы встроены в нужные страницы Drupal, а уже он доступен на информационном терминале. В итоге - завуч работает в привычной для нее среде - Google Диск, а изменения видны сразу: и на сайте  (при доступе из Интернета), и на информационном терминале. 

    И теперь про WiFi. В холле он работает, подключение к Интернету без пароля. Однако сама точка доступа авторизована в Traffic Inspector с правами "Ученик", а это значит, что пользователь работает по "белым спискам" (у нас это примерно 2000 сайтов).   

    Надеюсь, что эта статья поможет в организации информационной системе в вашей школе.



























    Комментариев нет:

    Отправить комментарий